Что помогает кораблям плыть в тумане?

Густые туманы и закрытое облаками ночное небо создавали большие трудности для моряков, которые вели корабли, ориентируясь на береговую линию или по звездам. Но современные радары и сонары позволяют морякам видеть сквозь самые плотные облака и туманы и уверенно вести корабли.

Радиолокационное оборудование (радары) посылает радиоволны и засекает время, когда обратно приходит отраженный от преграды сигнал. Это позволяет определять расстояние до преграды и получать на экране локатора ее контурное изображение. Корабельные глубиномеры используют для работы ультразвуковые импульсы.

По их отражению от морского дна приборы показывают глубину воды прямо в футах или в морских саженях (одна морская сажень равна 6 футам). Вместе с дальномерной системой Лорана эти локаторные "глаза" делают корабль зрячим в любой обстановке. Даже если обычная видимость равна нулю, мореплаватели смогут избежать рифов и островов, пройти по узким каналам и не столкнуться с другими судами.

Как измеряют глубину

Звуковой локатор или эхолот посылает импульсы низкой частоты и замеряет время до их возвращения на поверхность. Вычислительное устройство умножает это время на скорость звука (в воде она примерно равна 4950 футам в секунду) и полученную величину делит пополам — чтобы определить расстояние до дна. Затем глубина, определенная в футах или морских саженях, высвечивается на панели прибора.

Как корабли видят сквозь туман?

Даже в самых неблагоприятных погодных условиях радар позволяет мореплавателям получать картину окружающей обстановки. Антенна локатора (слева) вращается и посылает импульсы радиоволн. А затем принимает их отражения (ниже, левый рисунок). Глядя на локационное изображение, опытный оператор может представить реальную картину местности, судов и прочих объектов вокруг корабля. К сожалению, парусники и катера с корпусом из стекловолокна не дают хорошего отражения сигналов и, следовательно, хорошего изображения на экране радара. Поэтому моряки должны всегда бдительно следить за окружающей обстановкой.

Правила движения на морских дорогах

Кроме приборов моряки пользуются еще стандартным набором сигналов, чтобы избежать столкновений. Например, на корабле в некоторых местах должны быть включены сигнальные огни определенных цветов — как показано ниже — тогда сразу можно заметить корабль и определить, в какую сторону он движется.

 В оживленных портах и заливах суда должны следовать общим правилам прохода и обгона. Если суда сближаются прямо по курсу или под небольшим углом, то каждый из них должен отвернуть направо. Обгоняющее судно должно непрерывно подавать звуковой сигнал и обходить с той стороны, где больше свободного пространства.

Сближаясь прямо по курсу, каждый корабль должен "положить право руля". (Левая картинка)

Если курсы двух кораблей могут одновременно пересечься, то один из кораблей обходит другой непременно сзади. (Картинка по середине)

При обгоне корабль проходит с той стороны, где больше свободного пространства.(Картинка справа)